ktaara (ktaara) wrote,
ktaara

• Mood:

Украина_2013. Яремче

Карпаты появились неожиданно : )) Практически напрыгнули на меня из-за угла - стоило слегка задремать по дороге из Ивано-Франковска, а уже вокруг горы, покрытые осенней рыжей шалью... Пытаться описать, как там красиво, бесполезно. Как не получилось у меня и внятно сфотографировать то, что мы видели. Такого количества сумбурных, кривых и нелепых фото у меня не было никогда : )) Просто от офигения я впадала в раж и принималась щелкать вокруг, не понимая, что снимаю, а лишь отчаянно пытаясь схватить, удержать, сохранить, заключить в четырехугольник ту волшебную карпатскую осень.

А вот общий вид церкви Св. Ильи в селе Дора я не сфотографировала - мы очень недолго там были, поэтому отбежать подальше через дорогу, увы, не догадалась. Так что все по частям. Это - звонница, построенная совсем недавно, в 2001г.

Село Доры называют "воротами Карпат". Благодаря реформам митрополита А.Шептицкого с конца 19в. постепенно началось возрождение института украинского монашества. Возникновению монастыря в селе помогла верующая чета Кокурудзов, Илья и Иванна, которые пожертвовали для создаваемого монастыря надел земли и два строения. В 1935г. три  монаха из Свято-Успенской униатской лавры прибыли в Дору и заложили часовню в одном из зданий. Но уже в 1937г. началось строительство полноценного храма.

Довольно долго спорили о том, кто будет строить церковь. В итоге выбор пал на Ивана Яворского из с.Заречье. Строительство заняло больше года и заканчивал его уже другой человек - Петр Григорчук из Жабья (нынче носящего более благозвучное название - Верховина).

Храм построен в традиционном гуцульском стиле. Он крестообразен по планировке, имеет много ярусов и крыт гонтом. Такие постройки сами по себе невероятно красивы, но когда попадаешь вовнутрь... Ощущаешь себя заключенным в волшебный резной ларец, как в сказках. Того и гляди - захлопнется, плюхнется в море-океан и ляжет на дно, а ты будешь сидеть внутри с открытым ртом, любоваться резьбой и не заметишь текущих мимо столетий.

Иконостас в церкви не совсем обычный, если не сказать - совсем необычный. В форме Всевидящего ока. Иконы большей частью не написаны, а выжжены на досках и украшены тончайшей, характерной для гуцульского края, резьбой. По обе стороны от "ока" находятся иконы с изображением Иисуса Христа и Богородицы в полный рост. Над ними - иконы, изображающие 12 важнейших церковных праздников и Тайную вечерю. А еще там изображения апостолов, пророка Илии, давшего имя храму и Христос Вседержитель. Фотографировать все не хватило времени, потому что оторваться от разглядывания было непросто. Смотритель, кстати, очень положительно относился к тому, что мы фотографируем, мудро кивал, что такую красоту отчего бы и не заснять. Кстати, это он продал мне брошюру, из которой я и беру сведения для рассказа : ))

Иконостас создал один невероятно талантливый человек - Иван Свищук, директор местной школы, профессиональный резчик по дереву. Интересна судьба его семьи. Сын Ивана Свищука, Ярослав, в 1943г. уехал в США. Закончив в 1951г. богословский факультет католического университета, он посвятил свою жизнь миссионерской деятельности. Побывал на трех континентах и в 21 стране, его деятельность принесла ему мировую известность и признание, сделала его влиятельным лицом не только в религиозных, но и политических кругах. А он... хотел на родину. И вернулся. Преподавал в Ивано-франковском теологическом духовном институте, открыл миссию в родном селе, создал музей памяти Андрея Шептицкого, для которого перевез из Чикаго множество ценных экспонатов. Унаследовав талант от отца, Ярослав Свищук писал иконы, создавал скульптуры, резал по дереву. В церкви Петра и Павла, построенной неподалеку от Яремча, иконостас создан полностью его руками.

На территории монастыря есть источник с невероятно вкусной водой. Впрочем, здесь вся вода вкусная. В отеле хотелось жадно пить ее из-под крана в ванной : )) А уж после села Квасы я вообще не знаю, что может быть лучше местной "джерельной" водицы!

На территории самого Яремча целых два водопада - "Пробой" и "Девичьи слезы". Мы побывали только на первом. Через него переброшен мост, соединяющий сувенирный рынок и ресторан "Гуцульщина". Народу на мосту висит столько, что осталось диву даваться, как у меня фотоаппарат из рук не вышибли.

Водопад впечатляет. Не высотой, с которой обрушивается вода, а опасностью, которая бурлит среди этих плит, закручивает, пенится... В этом месте несколькими взрывами немного расширили русло Прута, но когда вспоминаешь, что по этим порогам сплавляли лес, как-то даже не хочется представлять, каково было на тех плотах.

Рассказывают, что есть у водопада одно место, где взрывом выбило глубокую воронку под водой. Так пару десятилетий назад местные гуцулы за деньги показывали туристам "смертельный номер" - с высоты прыгали в эти острые скалы и выбирались невредимыми. Говорят, эту лавочку свернули после пары-тройки разбившихся в лепешку отдыхающих, решивших, что и они так тоже могут : ))

Огромные скалы, видимо, отколотые взрывами, заставляют почувствовать себя букашкой.

Кстати, про ресторан "Гуцульщина", к которому ведет мост. Место это известнейшее еще с советских времен - сам ресторан открыт в 1962г. Заведение хорошее и недешевое, но того стоящее. Мы должны были всей группой в него попасть в первый вечер, но там был свадебный банкет. В общем, вышло даже и лучше - мы все равно собирались отколоться от группы. Первый раз мы поужинали в "Краснай Садзiбе" - отличная там кухня и очень уютно, ручаюсь! А вечером второго дня поехали в "Гуцульщину". Кстати, у них все залы оформлены в "народном" стиле, почти как в краеведческом музее : )) Музыка живая, гуцульская опять же. И - кухня. Я честно порадовалась небольшим (крошечным по украинским меркам ) порциям, хотелось много чего попробовать. Но и то еле выкатились оттуда под закрытие. Хм, они переубедили меня насчет того, что я не люблю крольчатину. А попробованный там банош до сих пор заставляет вздыхать и надеяться, что смогу когда-нибудь приготовить что-либо похожее хотя бы.

Рынок сувениров большой но довольно неоднородный. Бегло просмотрев ассортимент я расстроилась - большинство из предлагаемого напоминала дешевый и китчевый китайский ширпотреб (это потом мне рассказали, что в селе Татарове делают вот такие "бюджетненькие" штучки). Но потом мы все же нашли настоящую косовскую керамику - достаточно было взять в руки произведение "татаровского" артельщика и громко спросить, почему этот "косов" такой косой. Продавец мгновенно потянул меня вовнутрь лавки к стенду с правильной керамикой : )) Я отплатила им за добро, кстати, разъяснив, почему те павловопосадские платки, которые они продают, не стоит так называть. Учитывая мое хобби, это вылилось в получасовую лекцию об основных рисунках и цветах данных изделий. В автобус мы неслись бегом, зато прижимая к груди прекрасную косовскую посуду : ))

Вид с балкона нашего отеля. Мы остановились "У Мар'яны i Назара". Как видите, до скалы "Слон" рукой подать, но от центра удобнее все же на такси добираться. Вокруг - чудный частный сектор с яблонями, свешивающими через забор почти черные от спелости яблоки и запиской на заборе: "Можно рвать. Спрашивать не надо!"  Плюсы самого отеля - огромные номера с такими же огромными кроватями - наш двухместный состоял из небольшой гостиной с диваном, креслом и шкафом и большой спальни. В каждом номере балкон, на котором было чудесно смотреть, как горы розовеют от первых солнечных лучей, смахивать с перил обильную росу и ежиться от прохлады и ощущения счастья : ))
   Из минусов - нестабильное освещение. Мы вначале не поняли, отчего в комнате светит лишь один рожок люстры. Леша поковырялся и вкрутил остальные, которые кто-то вывернул. Но когда мы собрались спать и погасили свет, то поняли, почему так было сделано - остальные лампочки просто не выключались : )) Ось така хуйня, малятки.
   А еще вьюнош, сидящий на рецепции, поразил буддистской невозмутимостью. Зайдя в номер, я заметила, что из полотенец у нас есть лишь одно - для ног. Выходя на прогулку я рассказала про это парню. Тот записал номер и кивнул. Ввалившись поздно вечером в блаженном отупении мы обнаружили все то же полотенце. Идти ругаться было лениво, поэтому я утром напомнила молодому человеку про нас. "Надо же," - удивился он. Однако представьте мои эмоции, когда и следующим вечером, вернувшись еще позже (за стойкой уже и не было никого) мы обнаружили в ванной... Да-да, все то же полотенце! Утром, выселяясь из номера, я заметила, что полотенце там и осталось в одиночестве. "Ну, бывает," - согласился вьюноша. "Гуцульский сервис" - нас, в принципе, предупреждали : ))
   Кухня, кстати, тоже зависит прямо от количества постояльцев. В первый день нас накормили изумительным завтраком, когда мы выезжали - это практически невозможно было есть.

Во второй день с самого утра мы отправились на экскурсию "Тропками Довбуша". Всегда стараясь трезво оценивать свои силы я сразу решила, что лучше мне туда не лезть. И была полностью права! Так что далее фото Лешины.

Еще только зайдя в парк, до начала подъема, стало понятно,что даже берцы не спасут меня от скользящих под ногами острых камней. Поняв, что не хочу быть последним ползущим, которого все ненавидят, я с радостью погуляла несколько часов - прошлась по парку в звенящей тишине (мы приехали первыми и толпы посетителей еще не повалили), прогулялась по небольшому базарчику, где разжилась травами, брошюрами и подарками для коллег. Разговорилась с пожилой пани, продававшей деревянные сувениры, купила у нее ступку. Если бы она не научила, как ее пропитывать, так, наверное, и стояла бы она бесполезным сувениром. А так среди моих ступок она весьма почетное место занимает - за 10 секунд в ней можно превратить куст сушеной травы в мельчайшую пыль.

Я не являюсь поклонницей опришков в общем и Олексы Довбуша в частности. Как-то не тянет он на Робин Гуда. На самом деле нет ни одного известного случая, чтобы он поделился с кем-то добытым разбоем добром. Отсюда и легенды про зарытые где-то сокровища. Как не вспомнить анекдот: "Находясь в здравом уме и твердой памяти, все свои деньги я потратил при жизни" : ))

Но, конечно, не от дури молодецкой возникали отряды опришков по всем горам. Очень тяжело жили гуцулы. Земля, почти непригодная для земледелия, спасла их от барщины (как сказала экскурсовод, за гуцулом надо месяц по горам бегать, чтобы сказать - выходи в среду на пана пахать), но денежными податями облагали их нещадно, драли не три шкуры, а все десять.

Когда смотришь на все эти тропки в скалах, на горы и расстояния, начинаешь поражаться, какие сильные люди живут в этих краях. Рассказывают, какие огромные расстояния они умеют преодолевать ("сбегать к себе за вот ту горку" и принести еще творога предлагала бабуся, продававшая молоко). Одно село вытянуто километров на 30 и местных это особо не смущает.

"Срiбна земля" - хочется шептать, глядя вокруг. Это мы во Львове купили диск с одноименным фильмом документальным, про историю этого края в 1919-1939гг.

Вход в пещеру, где скрывались опришки и Лехина нога для масштаба. Говорит, что даже он не рискнул туда протискиваться. У меня бы, наверное, даже щеки бы там застряли : ))

Я оставила на следующий пост рассказ о поездке в урочище Драгобрат, куда мы отправились после Скал Довбуша, потому что о нем я буду писать много и с восхищением, а этот пост и так получился каким-то бесконечным : ))
Tags: УКРАИНА-2013

• И снова про хор

#семейныебайки Часть очередная. Про то, как меня опять из хора выперли. Ну, не совсем из хора, но с урока музыки, которые вроде бы уже…

• Не тяните Кикимера за пипидастр ; )

А у вас, кстати, много ли поговорок и выражений, возникших уже в этом поколении? У меня гигантский пласт матерно-народно-семейного юмора…

• Отцы и дети

Утром поднимаюсь на Бауманской на эскалаторе, пытаясь в процессе подремать с полминуты. Параллельно мне едет стайка старшеклассников, бурно…

• И снова про хор

• Не тяните Кикимера за пипидастр ; )