Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Сурайе Алиева. Гончарное ремесло Гиджувана.


http://sanat2013.orexca.com/rus/archive/3-2000/surayo_alieva.shtml

  Богата и разнообразна керамика Узбекистана. Исторически здесь сложилось несколько школ гончарного ремесла, каждая из которых по-своему оригинальна и неповторима. Ярким своеобразием колорита и орнаментального декора отличается керамика Гиждувана, районного центра близ Бухары. Истоки зарождения здесь гончарного промысла уходят своими корнями в глубь столетий, однако самые ранние из сохранившихся образцов гиждуванской керамики относятся лишь к XVIII в. Столетиями Гиждуван снабжал керамикой почти всю Бухарскую область, сюда приезжали учиться гончарному делу мастера из Шахрисабза и Самарканда, Хивы и Ургенча.

  Сегодня, на рубеже веков, керамика Гиждувана наиболее ярко представлена в творчестве братьев Алишера и Абдуллы Нарзуллаевых, потомственных мастеров, представителей шестого поколения династии гончаров. История их семьи - это и история гончарного промысла в крае. Их отцу, известному в республике мастеру Ибадулле Нарзуллаеву, пришлось на своем веку пережить все тяготы, выпавшие на долю ремесленников.

  Еще немногим менее полувека назад традиционные ремесла в буквальном смысле слова погибали, уступая место массовой продукции промышленных предприятий. Искусство гончаров пришло в упадок, исчезла традиция ремесла, переходящая от отца к сыну, стали забываться технологические тайны приготовления глиняной массы и красителей. В 1961 г. в Гиждуване была разрушена последняя гончарная мастерская. Волею судьбы усто Ибадулле пришлось работать на ташкентских, московских, рижских предприятиях, выпускающих керамику. Благодаря этому ему удалось не растратить свое мастерство, сохранить традиции гиждуванской школы гончарного ремесла, развить их и передать своим последователям. По возвращении на родину усто Ибадулло в 1976 г. стал отстраивать свою мастерскую заново. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что гончарное дело в Гиждуване не умерло, сыновья уверенно продолжают дело своего отца.

  Мастерская братьев, расположенная прямо на территории их большого дома в Гиждуване - своего рода мини-предприятие, где налажен весь процесс производства керамических изделий, включающий подготовку глиняной массы и красителей, формовку и роспись уже готовых изделий и их последующий обжиг. В небольшом коллективе, сложившемся из односельчан и единомышленников, каждый занят своим делом. Чаши, пиалы, вазы и другие изделия из керамики, созданные в мастерской Нарзуллаевых, - настоящие произведения искусства. Мастера считают своим долгом работать в рамках едва не утерянной традиции. Для них важно сохранить ее.

  Из Гозлика, находящегося в окрестностях Бухары, братья привозят белую глину. Чтобы поверхность созданных ими вещей не потрескалась, они подмешивают в глину камышовый пух. В процессе обжига он выгорает, создавая микрополости, необходимые для расширения материала при сильном нагревании.

  В гиждуванской керамике известно около 60 традиционных форм изделий. Столь же традиционен и арсенал орнаментальных форм, включающий в себя свыше 300 устойчивых рисунков. Их вариации дают возможность создавать все новые и новые композиции, проявлять свободу творческой фантазии в рамках традиции.

  Основные черты гиждуванской керамики - характерная зеленовато-коричневая гамма, словно вобравшая в себя природные краски края, фигуративная роспись и абровые разводы, вторящие узорам популярных узбекских тканей. "Коричневый тон наше достижение - считают братья Нарзуллаевы. Необычайно теплый по колориту, с золотистым отливом, бархатистый, он действительно придает керамике неповторимое очарование; драгоценными вкраплениями смотрятся на нем желтые, зеленые или синие детали орнамента. Для изготовления красителей мастера используют окиси различных металлов. Следуя традиции гончарного дела Бухары и Самарканда, отдают предпочтение свинцовой глазури. Композиция узора блюд и ляганов состоит, как правило, из центральной части и окружающей ее орнаментальной обводки. Края ляганов обводятся вначале узкой каймой, следующая бывает более широкой и украшается рисунком. Это преимущественно волнообразный растительный побег ислими, а также несложный геометрический орнамент - извилистые линии, косые кресты, ромбы с диагональной штриховкой, точки.

  Всю центральную часть блюда обычно занимает ведущий элемент декора. Например, на темном фоне рисуется большой цветок или птица, а пространство вокруг заполняется растительными мотивами, подчеркивающими красочность основного рисунка. Главный элемент выполняет при этом и функцию осевой симметрии.

  Второй вид композиции - секторный, при которой центральная часть блюда делится на 6 или 8 секторов, заполняемых мелкими растительными узорами. Цветы и растения занимают главное место в декоре изделий. Наиболее часто встречается орнамент "бодомгул" (цветок миндаля), "даста гул" (букет цветов), "парра гул", "мадохил" (медальон). Реже используются геометрические мотивы.

  К числу наиболее часто используемых зооморфных тем относится изображение птиц. Обычно мастера помещают в центре лягана упрощенный рисунок павлина или павлиний хвост "товуспати" (павлинье перо), мотивы "думибургут" (хвост орла), "белая птица", "белый лебедь", "сова". Причем птица зачастую напоминает цветок - это одна из характерных особенностей гиждуванского рисунка.

  Керамика Гиждувана отличается живописностью. Свободное, непринужденное движение кисти придает рисунку легкость и динамичность.

  Сегодня интерес к гиждуванской керамике необычайно велик. Мастерская семьи всегда полна посетителей, а в небольшом экспозиционном зале, организованном в одном из помещений гостеприимного дома, собраны работы деда, отца и самих братьев Нарзуллаевых. В их числе те, которые Ибадулла Нарзуллаев привез из Москвы и Риги. Выставленные на обозрение керамические изделия - своего рода летопись гончарного искусства XX в. Гиждувана.

  Нарзуллаевы постоянно участвуют в областных республиканских и зарубежных выставках. Изделия, изготовленные этими талантливыми мастерами, хранятся в Музее народно-прикладного искусства, Узбекистана, в коллекции Национального банка Узбекистана, в частных коллекциях многих стран мира.

Саида Ильясова, Равшан Имамбердыев. Искусство гончаров Бинкета.

  Источник: http://sanat2013.orexca.com/rus/archive/1-2000/saida_ilyasova.shtml


"Не имеют себе равных ... хорезмийские луки,
шашская посуда и самаркандская бумага"
Макдиси, 106.

31-31


   В богатом культурном наследии Средней Азии важное место занимает средневековая глазурованная керамика. Пропорциональные и уравновешенные формы, яркие сочные краски, изысканный геометрический, растительный и зооморфный орнамент, изящная вязь арабского письма превращали бытовую посуду в подлинные произведения декоративно-прикладного искусства. Существовало несколько крупных городских центров, которые оказывали влияние на керамическое производство близлежащих владений. Одним из таких центров был Бинкет, как в IX-X1I вв. назывался Ташкент, столичный город области Чач (Шаш в передаче арабоязычных авторов).

   Изучению глазурованной керамики Чача посвящены специальная монография, написанная Л. Брусенко (1), множество статей в различных научных и научно-популярных изданиях (2). Тем не менее, с течением времени появляются новые интересные находки, позволяющие выявить неизвестные или редкие виды декора глазурованной посуды. Особую роль в получении новых данных играет широко развернувшееся в последние годы строительство в старогородской части Ташкента, где когда-то располагались цветущий город Бинкет и его рабад (пригород). Усилиями ученых и энтузиастов часть находимых при строительных работах материалов удается сохранить. Мы охарактеризуем несколько сосудов IX-XI вв., отличающихся нетипичным декором или редкой степенью сохранности.
Collapse )

Сурайё Алиева. Особенности керамики Ферганской долины.

  Источник: http://sanat2013.orexca.com/rus/archive/1-11/surayo_alieva.shtml
  Архив журнала "San'at".

Гурумсарай.Усто Кенжа.    Крупнейшими центрами художественной керамики в Средней Азии IX - XIII вв. были Самарканд, Бухара, Чач, Фергана, Хорезм. Как один из значимых видов прикладного искусства керамика получила широкое распространение в связи с развитием торгово-ремесленных городов, которые были центрами этого вида прикладного искусства, где появлялись технологические новшества и новые приемы оформления.

   В IX - XII вв. Ферганская долина переживала период подъема экономического развития, который отразился и на производстве керамической посуды, центры которой находились в основном в городах Ахсикент, Ош, Узген, Кува и др. Узоры над белым ангобом желтой и синей глазурью, а иногда - под нею, свидетельствуют об общности стилевых тенденций с афрасиабской керамикой, завезенной сюда из Согда. Кувшины покрывались тонкой светло-желтой глазурью и украшались расписным или гравированным орнаментом. Ляганы были четырех видов, отличающихся формой и размерами. На их внутренней части - в центре - располагались пяти- или семиконечные звезды, края украшались растительными или геометрическими узорами в виде повторяющихся чередований кругов и ромбиков. Лицевую часть ляганов покрывал простой узор, расположенный по радиусу и состоящий из направленных в центр углов, соединенных линиями. Преобладает зеленовато-желтая и золотистая глазурь.

Collapse )

Семинар Алексея Астанкова по геральдике в студии "Барба".

1

   Вот вам несколько фотографий со вчерашнего семинара по геральдике в студии Barba : ))
   Леша (aka thorvaldsen) и организаторы планируют еще несколько, ибо тема обширная, интересная и вчера удалось поговорить не обо всем.
   Напоминаю - вот здесь скоро будет видео: https://www.youtube.com/channel/UCkSdbSMZpudphyfWgAJA..
Collapse )

Семинар по геральдике, 21.04.2016, Москва, студия "Барба".

Оригинал взят у ktaara в Семинар по геральдике, 21.04.2016, Москва, студия "Барба".

geraldika-1200x644

   Художник Алексей Астанков расскажет о принципах построения герба, а также о необычных примерах и курьезах средневековой айдентики. Вы узнаете, зачем современному человеку система идентификации рыцарей, сражавшихся на поле боя.
   В конце семинара каждый из участников сможет создать свой собственный герб.

Где: Хохловский переулок 7-9 с 3
Когда: Четверг (21 апреля), 19:30
Ведущий: Алексей Астанков

http://barba.ru/index.php?route=blog%2Farticle&article_id=79

Выставка в Пушкинском: "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом".



    

   Кто еще не добрел до Пушкинского - советую сделать это в ближайшее время. Выставка потрясающая!! Картины, гравюры, работы учеников мастера... Давно я не получала такого удовольствия!
  Время быстро летит, не прозевайте! : ))
  http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/cranach/
  В выходные советую приходить к открытию - небольшая очередь, можно нормально подойти и к гардеробу, и к туалету, и к картинам, между прочим, тоже можно подступиться до полудня. Потом - дети и экскурсионные группы, придется долго и сложно лавировать. Впрочем, смотрите сами : ))

"Дикая охота короля Стаха"

  "Я остановился у одного портрета, очарованный той удивительной, непонятной улыбкой, которую так неповторимо умели изображать наши старые мастера. Женщина смотрела на меня участливо и загадочно.

  «Ты — маленький человек, — как будто говорил ее взгляд, — что ты изведал в жизни? О, если б знал ты, как пылают факелы на стенах зала для пиршеств, если б знал ты, какое наслаждение целовать до крови любовников, двоих свести в поединке, одного отравить, одного бросить в руки палачей, помогать мужу стрелять из башни по наступающим врагам, еще одного любовника свести в могилу своей любовью и потом взять его вину на себя, сложить на эшафоте свою голову с высоким белым лбом и сложной прической».

  Клянусь жизнью, так она мне и сказала, и, хотя я ненавижу аристократов, я понял перед этим портретом, какая это страшная штука «род», какую печать он накладывает на потомков, какая тяжелая ноша старых грехов и вырождения ложится на их плечи.

  И еще я понял, что неисчислимые десятилетия пролетели над землей с тех времен, когда эта женщина сидела перед художником. Где они теперь, все эти люди с горячей кровью и пылкими желаниями, сколько столетий прогрохотало по их истлевшим костям?"

В.Короткевич. "Дикая охота короля Стаха".

"Гетьмани України". Набор открыток 1991 года издания.

000_oblozhka

  Вот так всегда - лет 8 собиралась таки отсканировать эти открытки и показать всем, а в итоге мне стукнуло в голову сделать это за сутки до 23-го февраля, к которому некоторым образом можно их приурочить : )) Та что не взыщите, если что.
  Этот набор был куплен году эдак в 2005-м в маленькой букинистической лавочке на улице Ивана Федорова во Львое. Почему-то эти 12 открыток всегда очень мне нравились. А теперь, чем сильнее я скучаю по любимому городу, тем с большей нежностью цепляюсь за малейшие о нем напоминания... Вот и этот сувенир захотелось не просто показать, но и дать возможность русскоговорящим друзьям прочитать подписи на открытках. Тем более что, несмотря на бережное хранение, картон очень быстро желтеет и разобрать написанное становится все труднее.
  Переводила за день, глаза в кучку, мозги враскорячку, поэтому заранее извиняюсь за качество перевода. Это банальный подстрочник, как чукча - что вижу, то пою : ))
  И еще - чукча не писатель, чукча толмач - написанное на открытках может не совпадать с официальной историографией, данными Википедии, вашим и даже моим частным мнением ; )) Хотя, по-моему, вполне непредвзято и объективно там все написано.
  Под каждой открыткой можно найти фото обратной стороны с оригинальным текстом. Вытягивала в фоторедакторе для читабельности как могла, увы, видно очень плохо. Сами парсуны 12 гетманов хранятся в Государственном историческом музее в Киеве, думаю, на его сайте можно все найти в лучшем качестве при желании.
  Искренне надеюсь, что вам будет интересно.
Collapse )